Гольбах Поль Анри


Гольбах Поль Анри
(1723-1789) крупнейший французский философ. Он родился в Германии и настоящее его имя Пауль Дитрих Тири. Фамилию Гольбах получил от дяди, который усыновил его и оставил значительное состояние. С 12 лет жил в Париже. Образование получил в Лейденском университете. Его творческая деятельность протекала в Париже, где он открыл салон, в деятельности которого принимали участие все ведущие умы того времени. Участвовал в работе «Энциклопедии».

Основное сочинение Гольбаха «Система природы» (1770). В нем он представил в систематическом виде свое мировоззрение. Он писал, что природа есть причина всего, «она существует благодаря себе», «она будет существовать и действовать вечно». «Природа не есть какое-то изделие, она всегда существовала сама по себе, в ее лоне зарождается все, она - колоссальная мастерская, снабженная всеми материалами, она сама изготовляет инструменты, которыми пользуется в своих действиях, все ее изделия являются продуктами ее энергии и сил, или причин, которые она заключает в себе, производит и приводит в действие».

Все эти философские выводы - следствие достижений естествознания XVIII в., тем более что с этими достижениями Гольбах, по образованию химик, был хорошо знаком.

К пониманию природы Гольбах подходил исключительно детерминистически. Природа для него - это необъятная и непрерывная цепь причин и следствий. В природе могут существовать лишь естественные причины и следствия. Гольбах утверждал, что все в природе может происходить лишь в силу необходимых причин. Случайность он отрицал, полагая, что она - следствие незнания причин, и отождествляя тем самым причинность с необходимостью.

Свой принцип детерминизма Гольбах соединял с принципом изменчивости всего в природе. Более того, он выводил второе из первого. Так, он утверждал, что все в природе является следствием естественных причин, а поэтому все в природе должно изменяться. Если природе присуще движение, значит в мире существует универсальная изменчивость. Появление живых существ на земле Гольбах объяснял с помощью «самопроизвольного самозарождения». Вершиной развития животного мира Гольбах считал человека.

Процесс познания, по Гольбаху, складывается из сенсуалистических, эмпирических и рационалистических элементов. Гольбах полагал, что «душа приобретает свои идеи на основе впечатлений, последовательно производимых материальными предметами на наши материальные органы» (Избр. произв. М., 1963. Т. 1. С. 183].

В основе познания лежит чувственно-эмпирический опыт. Разум же - инстанция, которая дает нам высшее познание. Разум, рациональность Гольбах понимал как способность производить опыты, предвидеть последствия причин, чтобы устранить отрицательные следствия. «Разум показывает нам истинную природу вещей и объясняет действия, которые мы можем от них ожидать» [Избр. произв. Т. 1. С. 332].

Хотя Гольбах говорил, что человеку не дано знать всего, он верил в неисчерпаемость человеческого познания и проникновения в самые сокровенные тайны природы.

Исходя из своей концепции необходимости, Гольбах считал, что человеческая деятельность подчиняется строгой необходимости и поэтому свободы воли нет. «Человек не свободен ни одну минуту своей жизни». «Жить - значит необходимым образом существовать в течение сменяющих друг друга необходимым образом моментов длительности». «Наша жизнь - это линия, которую мы должны по повелению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от нее ни на один момент». Такой механистически-детерминистский подход сочетается у Гольбаха с признанием того, что человек - это социальное существо и должен быть признан свободным, так как содержит в себе самом свойственные его существу причины.

Деятельность человека, утверждает Гольбах, направляется внутренним органом - мозгом, получающим восприятия от предметов внешнего мира. Воля же человека выступает как модификация мозга. Волю Гольбах трактовал по-разному. Вначале он был того мнения, что воля определяется чисто биологическими факторами. Он писал, что на социальные катаклизмы могут влиять «излишки едкости в желчи фанатика, разгоряченность крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение какого-нибудь монарха». Но в дальнейшем развил взгляд, что существуют более важные причины действия воли, и стал признавать, что мысли - очень сильные мотивы человеческих поступков. Он писал, что «хорошая книга, тронувшая сердце великого государя, может стать могущественной причиной, которая с необходимостью повлияет на поведение целого народа» [Избр. произв. Т. 1. С. 235]. Здесь он выступал против системы фатализма, фундамента своего учения. Вопреки фаталистическому призыву «покоримся своей судьбе» Гольбах уже стал призывать противодействовать бедствиям, которые уготовила для нас природа.

Надежным средством против всевозможных слабостей, по мнению Гольбаха, выступает добродетель. Он писал: «Воспитание, закон, общественное мнение, пример, привычка, страх все это причины, которые должны изменять людей, влиять на их волю, заставляя их содействовать общему благу, направлять их страсти, нейтрализовать те из них, которые могут вредить цели общества».

Причину распространения христианского вероучения Гольбах видел в притягательности его для народа в силу невежества и тяжелого материального положения последнего. Христианство «стало религией неимущих, оно провозглашало нищего Бога, бедняки проповедовали эту религию беднякам и невеждам, она давала им утешение в их положении, самые мрачные идеи ее отвечали состоянию этих жалких и несчастных людей». Гольбах доказывал полную иррациональность религии и несостоятельность христианства, основывающегося на Библии. Он писал, что в Библии упоминаются города, которых не существовало во времена Моисея, содержатся в ней и другие противоречия. Гольбах сделал вывод, что Пятикнижие написано разными людьми в разное время. Ветхозаветная картина мира, по Гольбаху, могла удовлетворить только невежественный народ.


Великие философы: учебный словарь-справочник. — М.: Логос. . 1999.

Смотреть что такое "Гольбах Поль Анри" в других словарях:

  • Гольбах, Поль Анри — Поль Анри Тири Гольбах Paul Henri Thiry, baron d’Holbach …   Википедия

  • Гольбах Поль Анри — Гольбах (Holbach) Поль Анри [1723, Эдесхейм, Пфальц, 21.6.1789, Париж], французский философ материалист и атеист, идеолог революционной франц. буржуазии 18 в. Родился в семье нем. коммерсанта. Г. был деятельным сотрудником «Энциклопедии» Д. Дидро …   Большая советская энциклопедия

  • Гольбах, Поль Анри — ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (1723 89), французский философ. Активно сотрудничал в “Энциклопедии” Д. Дидро и Ж. Д'Аламбера. Систематизатор взглядов французских материалистов 18 в. В объяснении общественных явлений отстаивал положение о… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Гольбах Поль Анри — (Holbach) (1723 1789), французский философ, иностранный почетный член Петербургской АН (1780). Активно сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Д’Аламбера. Крупнейший систематизатор взглядов французских материалистов XVIII в. Сторонник теории… …   Энциклопедический словарь

  • Гольбах Поль Анри — …   Википедия

  • Гольбах Поль Анри — (1723 1798) французский философ, сыгравший важную роль в распространении материализма во второй половине 18 века …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • ГОЛЬБАХ ПОЛЬ АНРИ ДИТРИХ — (Holbach, Paul Henry Dietrich de) (1723–89) Писатель французского Просвещения (Enlightemuent French), всецело чуждый утилитаризму. Поначалу учился естественным наукам и писал для Энциклопедии статьи по химии. Отвергал христианство и постоянно… …   Политология. Словарь.

  • ГОЛЬБАХ (Поль Анри Тири, барон) — де): французский философ (Эдесхейн, Палатина, 1723 Париж, 1789). Сыграл важную роль в распространении материализма во второй половине XVIII в. Автор «Системы природы» (1770). Критиковал религию по трем пунктам: она противоречит разуму, она мешает …   Философский словарь

  • ГОЛЬБАХ Поль Анри (1723-1789) — французский философ, один из основателей школы французского материализма и атеизма, выдающийся представитель французского Просвещения, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. По происхождению немецкий барон. Основные сочинения: Система… …   История Философии: Энциклопедия

  • Гольбах Поль — Гольбах: Человек это творение природы     Поль Анри Дитрих, барон Гольбах, родился в городе Гейдельсгейме в Пфальце в 1723 г., воспитывался и провел всю жизнь в Париже. Унаследовав огромное состояние, он обосновался в окрестностях Парижа,… …   Западная философия от истоков до наших дней